16–17.11Большой театр
Лебединое озеро
Балет Прельжокаж
Продолжительность:
1 час 52 мин
Постановка:
2020 года
Хореография:
Анжелен Прельжокаж
Музыка:
Петр Ильич Чайковский, а также группа 79D
Видео-дизайн:
Борис Лаббе
Художник по костюмам:
Игорь Чапурин
Художник по свету:
Эрик Сойер
Ассистент хореографа, заместитель художественного руководителя:
Юри Аарон ван ден Бош
Репетитор:
Сесиль Медур
Хореолог:
Дани Левек
Постановка:
Балет Прельжокаж
Производство:
Совместное производство с Национальным театром танца Шайо, Лионской биеннале танца 2021 / театром Maison de la Danse, Театром комедии г. Клермон-Ферран, Театром г. Санкт-Пёльтен (Австрия), Большим театром Прованса, Театрами Компьеня
Штаб-квартира:
Большой театр Прованса

Автор «Белоснежки» и «Ромео и Джульетты» Анжелен Прельжокаж снова возвращается к сюжетным балетам. Сочетая шедевр Чайковского с современными аранжировками, он создает новое прочтение мифа о лебеде-танцовщике. Его история началась в 2018 году, когда, работая над балетом «Привидение», в котором воздавал должное Мариусу Петипа, и пытаясь взглянуть на мир его глазами, Прельжокаж впервые задумался о «Лебедином озере».

Середина жизни

Желтея грушей спелой, Краснея розой дикой,
Край светлых озёр,
Как лебедь милый, Устав от лобзаний,
Шею склоняет
В священно-трезвые воды.

Фридрих Гёльдерлин (1770-1843; пер. Д.Смирнова-Садовского)

Краткое
содержание

Одетта – молодая женщина, которую волнуют проблемы окружающей среды. Однажды вечером, прогуливаясь вдоль берега Лебединого озера, она встречает Ротбарта, нечистого на руку бизнесмена и злого волшебника. Ротбарт планирует разработку нефтегазового месторождения, которое недавно обнаружил неподалеку от озера. Опасаясь, что девушка нарушит его планы, он превращает ее в лебедя.

Тем временем в штаб-квартире компании, торгующей буровыми установками, генеральный директор и его жена презентуют проект новой платформы. В ходе праздника сын директора Зигфрид узнает, что платформу планируется построить на берегу Лебединого озера. Любовь к природе заставляет его выступить против решения отца. Тем же вечером Зигфрид отправляется к озеру, чтобы изучить обстановку на месте. Там он встречает прекрасную и загадочную деву-лебедя, но вскоре его находят люди Ротбарта и, приняв за конкурента, избивают и оставляют без сознания на берегу. Вскоре на озеро садится стая лебедей. Одна из птиц приближается к Зигфриду. Придя в себя, молодой человек видит Одетту, деву-лебедя, которую встретил прежде, и без памяти влюбляется в нее.

Подписав секретное соглашение с Ротбартом, отец Зигфрида устраивает прием, на который приглашает партнера и его дочь Одиллию. Одиллия – злой двойник Одетты, и отец Зигфрида хочет, чтобы она соблазнила его сына. Обманутый ее сходством с Одеттой, Зигфрид объявляет гостям, что намерен жениться. Ротбарт дает благословение на брак при условии удачного завершения сделки. Ослепленный любовью Зигфрид согласен на строительство буровой установки у озера, но, когда появляется настоящая Одетта, понимает свою ошибку. Терзаясь невыносимой болью, он идет за утешением к матери, но не получает его. Зигфрид возвращается к озеру, чтобы снова увидеть Одетту, но колеса судьбы уже не остановить.

Из интервью
Анжелена Прельжокажа

— Что для вас как современного хореографа означает «Лебединое озеро»?

— Для меня это Эверест, одно из величайших произведений в истории. Замахнуться на подобный шедевр – это вызов сам по себе, но еще большим вызовом стало взяться за дело в разгар пандемии Covid-19. Карантин добавил множество неожиданных препятствий, делая нашу работу еще более нервной и сложной.

— Что вы сохранили из балета Чайковского?

— Я оставил оригинальную историю любви и мрачную сказку о девушке, превращенной в лебедя. Наиболее важные изменение, которые я внес, касаются родителей героев. В большинстве версий «Лебединого озера» это довольно бесцветные персонажи. Их роли банальны, у них мало танцевальных партий. В моей версии они выходят на передний план: много танцуют, оказывают большое влияние на судьбу главных героев. Отец Зигфрида – злоупотребляющий властью тиран. Мать склонна к чрезмерной опеке и немного напоминает персонажей Пруста. Забавно вспомнить, что «В поисках утраченного времени» как раз рассказывает нам историю Свана – Лебедя и его возлюбленной Одетты! Думаю, Пруст любил «Лебединое озеро». Я также сохранил Ротбарта, сделав его максимально неоднозначным. Он и злой гений, использующий колдовство, когда ему это нужно, и в то же время обычный человек. В спектакле он воплощает нечистых на руку дельцов и промышленников, которые наносят вред нашему обществу. Отец Зигфрида занимается тем же, но он не колдун. И, похоже, между этими двумя персонажами разворачивается своя игра.

— Видите ли вы в этой истории мотив коммерциализации человеческого тела? Ведь уже в оригинальной версии балета Ротбарт в определенном смысле использует дочь для свершения своих зловещих планов.

— Именно! На самом деле, отец Зигфрида и Ротбарт решают поженить детей, чтобы увеличить собственные состояния.

— Сохранили ли вы оригинальную музыку Чайковского?

— В моей версии «Озера» 90 процентов музыки принадлежит Чайковскому. Причем 90 процентов из этих девяноста взяты из «Лебединого озера», а остальные десять – из других его произведений. Оригинальная партитура звучит три часа, так что я не мог оставить ее полностью. А так как я хотел затронуть темы, отсутствовавшие в оригинальной версии балета, мне пришлось подыскать подходящую музыку среди других работ Чайковского, таким образом, заново открыв для себя его творчество. Я изучил его симфонии, композиции для оркестра. Музыкальной основой балета остается «Лебединое озеро» с добавлением фрагментов скрипичных концертов, увертюр и симфоний.

— Используете ли вы элементы хореографии Иванова и Петипа?

— Я решил, что будет интересно использовать ряд их хореографических находок, выстраивая мою собственную хореографию вокруг них. Как если бы я пришел на античные развалины и решил построить поверх них новый город. Некоторые номера доставляли мне особое удовольствие, например, «белое» адажио. Это яркие, головокружительные моменты, и я воссоздал их заново, на этот раз в форме небольших номеров. Однако хореография балета в целом не следует творению Петипа, я переставил его полностью. Это не обработка, поверхностная или фундаментальная, это оригинальная хореография. Лучший способ воздать должное Мариусу Петипа, возможно, в том, чтобы проникнуть в его творческий процесс и заново изобрести его произведения.

— Будут ли Одетта и Одиллия, белый лебедь и черный, представлены одной танцовщицей, как это происходит в классической версии?

— На данный момент танцовщица одна. Но это сложная роль, требующая от исполнительницы противоположных качеств в плане мастерства и интерпретации характеров. Необходимый уровень исполнения также требует очень интенсивной подготовки. Поэтому, если это окажется необходимо, мы разделим роль. Две разные балерины на одной сцене позволят по-своему представить всю мощь этой сказки.

Анжелен Прельжокаж,
интервью Аньес Изрин
Сентябрь 2020 года

Отзывы прессы
о «Лебедином озере»

«Анжелен Прельжокаж сумел создать популярное шоу, не жертвуя качеством художественного исполнения. Во главе труппы талантливых актеров, в прямом смысле слова наводняющих сцену, он успешно покоряет магическую вершину, которой является «Лебединое озеро».
Danses avec la plume, 12 октября 2020


«Автор балета совершил настоящий подвиг, переосмыслив «Лебединое озеро» во всей его цельности, через множество отсылок воздавая должное хореографии Бурмейстера. (...) Это иная история, происходящая в совершенно ином мире, но она по-прежнему захватывает. Движения танцовщиков исполнены высочайшего мастерства, визуальные эффекты отличны, свет тщательно формирует пространство танца. Анжелен Прельжокаж играючи перемешивает существующие культурные коды, но никогда не теряет почвы под ногами, создавая для нас совершенно прекрасное «Озеро».
Le Figaro Magazine, 30/31 октября 2020

«Лебединое озеро» Анжелена Прельжокажа – воплощение незапятнанной красоты. Хореограф дает нам ясный пример того, как может выглядеть современная хореография, замешанная на любви к истории танца. Сохранив основу оригинальной истории Петипа, Прельжокаж воссоздает «Лебединое озеро» изнутри.
(...) Отражая фокус этой истории на проблемах окружающей среды, тела исполнителей становятся продолжением мира, давшего им жизнь. Когда балет подходит к концу, перед нами предстает пантеистская картина, в которой лебеди и озеро, люди и природа оказываются единым целым, экосистемой, которую ставит под удар всеобщая лихорадка потребления.
(...) «Озеро» Нуреева было недосягаемой мечтой, выражавшей внутреннюю муку. «Озеро» Прельжокажа в 2020 г. стало отражением рушащегося мира, нашего мира, погрязшего в безумии потребления».
Transfuge, ноябрь 2020


«Анжелен Прельжокаж создает блестящую новую интерпретацию лучших моментов «Лебединого озера». Его элегантная и многоцветная постановка дополнена фантазийным светом Эрика Сойера и мистической сценографией Бориса Лаббе. (...) Чувственная партитура Чайковского в сочетании с современной электронной музыкой группы 79D дополняют хореографию, которая максимально естественно воплощает движение. Артисты танцуют босыми, обнимают себя руками, точно лебеди, сложившие крылья, или испуганно сбиваются вместе, создавая на сцене заросли увядших кувшинок».
Art Press, 9 ноября 2020

Расписание и билеты
16 ноябряБольшой театр
17 ноябряБольшой театр
При поддержке
Партнеры фестиваля
Информационная поддержка